Данная программа направлена на формирование у детей готовности к обучению в школе. Ее целью является развитие основных познавательных процессов будущих первоклассников, создание условий для формирования у них внутренней позиции школьника, что и составляет основу его психологической готовности к обучению в школе.
Эта цель достигается через поэтапное решение следующих задач:
- обеспечение положительного психологического фона занятий;
- формирование умения работать в группе;
- развитие и активизация мыслительных процессов;
- тренировка психомоторных функций.
Программа представляет систему занятий из 32 занятий ежегодно (по 30 минут один раз в неделю).
Структура занятий:
- приветствие, интеллектуальные игры и упражнения в кругу;
- работа в тетради;
- интеллектуальные игры и упражнения в кругу, прощание.
Формы работы, исходя из возрастных особенностей, игровые с созданием сюрпризных моментов.
Основные методы работы – интеллектуальные игры, упражнения, задания, направленные на развитие и формирование основных компонентов психологической готовности к обучению в школе.
Такими компонентами являются:
- интеллектуальная готовность;
- эмоционально-волевая готовность;
- личностная готовность.
Психологическими составляющими этих компонентов являются:
1) уровень развития познавательных способностей (адекватность восприятия, устойчивое внимание, достаточный уровень развития мыслительных способностей, т.е. уровень обобщений, понимания связей между явлениями, наличие развернутой фразовой речи, адекватный уровень развития мелкой моторики);
2) эмоциональная зрелость – достаточная независимость в поведении, адекватное ситуации реагирование;
3) волевая регуляция, т.е. способность выполнять умственную работу по инструкции или образцу, способность вести себя в соответствии с ситуацией, выполнять установленные правила;
4) мотивационная готовность, а именно, интерес к предложенной интеллектуальной деятельности, желание добиться положительной оценки, умение ориентироваться на заданную систему требований;
5) коммуникативная готовность – способность работать в группе сверстников, способность устанавливать контакт с взрослыми.
Данная программа поможет сформировать и развить у детей дошкольного возраста необходимые навыки и умения, необходимые для школьного обучения:
- умение ребенка принимать учебную задачу, т.е. умение работать по заданному образцу и по словесной инструкции учителя;
- способность ребенка к анализу, обобщению, выделению в предметах и явлениях существенных признаков, связей, закономерностей;
- способность к преднамеренному запоминанию и умению пользоваться логическими приемами запоминания.
Важнейшей характеристикой умственного и в целом психического развития ребенка является развитие его произвольности, т.е. умение следовать заданному правилу. Произвольность является важным показателем готовности ребенка к обучению в школе.
Программой предусмотрен блок входящей и итоговой диагностики, состоящей из стандартных методик, позволяющих проследить динамику развития ребенка.