Обучение чтению и грамоте

Исследования последних лет показали, что речевая работа с дошкольниками должна организовываться уже с 2-3 летнего возраста, когда дети охотно интересуются звуками, играют с ними, с учетом возросших потенциальных интеллектуальных и речевых возможностей детей. Важно приучать ребят с детских лет думать, будить их самостоятельную мысль, развивать у них самостоятельную поисковую жилку, создавая для этого обстановку, требующую от детей проявления повышенных умственных умений.

Наиболее эффективным для использования богатых возможностей ребенка в освоении грамоты считается возраст 4-5 лет, так называемый период «языковой одаренности», особой восприимчивости дошкольника к звуковой стороне речи.

Обучение чтению – это усвоение определенной системы знаний, где выделяются основополагающие средства языка. В основе методик начального обучения чтению лежит звуковой аналитико-синтетический метод, требующий как анализа звукового аспекта речи в процессе обучения, так и синтеза звуков, слогов, слов уже при чтении.

chtenПредполагаемая подготовка к обучению чтению направлена на формирование ориентировки у детей в звуковой стороне речи. Это позволяет всем детям, прошедшим подготовительный период, успешно учиться чтению и в дальнейшем осваивать русский язык.

Внимание и запоминание у детей (как правило) слабые, особенно, если учение их  не захватывает. Поэтому в  процесс ознакомления детей с буквами введены игры и игровые ситуации, загадки и перевёртыши, скороговорки и веселые стихи (рифмовки), упражнения из палочек, пальчиковые игры: всегда легче запомнить то, что интересно.

Игра, занимательность занятий необходимы и для сохранения преемственности между детским садом и школой.
Занятия проводятся в форме совместной работы, сотрудничества,  в котором  педагог исполняет  роль старшего, более опытного товарища. Поощряется самостоятельность  ребенка, творческий подход при выполнении заданий. Материал каждого этапа тщательно отработан. Важно помнить, что темп  освоения чтения  индивидуален для каждого ребенка. Содержание обучения   способствует  умственному развитию, максимальному выявлению и использованию резервов развития детей 4-6 лет. Занятие проводится  30 минут с физкультурной паузой.

Задачи:  1год обучения

  • Ознакомление с буквами русского алфавита. Элементарное представление о буквах.
  • Определение места звука в слове. Элементарное представление о звуке и слоге.
  • Чтение слогов.
  • Умение ориентироваться в рабочей строке (в клетку) (вниз, вверх, влево, вправо, вертикаль, горизонталь, наклон).
  • Прописывание элементарных графических элементов (прямые, волнистые, пунктирные линии, штриховка, обведение фигур по контуру).
  • Умение складывать из букв магнитной или разрезной азбуки слоги, односложные и двусложные слова. Элементарные представления о слове.
  • Умение выполнять элементарные артикуляционные, пальчиковые и графические упражнения.

2год обучения

  • Умение давать краткие определения терминам: звук, буква, слог, слово.
  • Определение места звука в слове.
  • Чтение слогов и составление их из букв разрезной(магнитной) азбуки.
  • Нахождение указанного слога в составе 2-3-сложных слов.
  • Определение количества слогов в слове.
  • Чтение 2-4-сложных слов вне контекста предложения.
  • Умение ориентироваться в разных типах рабочих строк.
  • Прописывание печатного варианта букв русского алфавита.
  • Элементарные упражнения на письмо слов (2-4-сложных) печатными буквами русского алфавита (поле в клетку, поле в горизонтальную прямую линейку).
  • Умение выполнять элементарные артикуляционные, пальчиковые и звуко-буквенные  упражнения.

3год обучения

  • Умение давать краткие определения терминам: звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение.
  • Вычленение слогов из состава 2-4-сложных слов и их краткая характеристика.
  • Подбор и самостоятельное составление слов на указанную букву, слог (устно и письменно).
  • Чтение предложения с правильным интонированием (повествовательного, вопросительного, восклицательного).
  • Элементарные представления о тексте. Пробное чтение текста (4-5 предложений).
  • Письмо печатными буквами (слов, предложений).
  • Умение производить элементарный звуко-буквенный анализ.
  • Умение выполнять элементарные артикуляционные, пальчиковые и звуко-буквенные  и коммуникативные  упражнения.

 

Контакты

Телефон : 32-37-57     +7-920-171-46-96   +7-920-688-74-24

E-mail: sozvuchie-tver@mail.ru

Мы находимся по адресу : г.Тверь, Октябрьский пр-т, д.49А

Наша группа Вконтакте